Не прошло и десяти дней, как финский школьник узнал в "документальных" кадрах программы "Вести" фрагмент знаменитого фильма "Титаник". Все бы ничего, только кадры эти были снабжены субтитром, который "свидетельствовал", что действие происходит на дне Северного ледовитого океана.
Самое интересное тут заключается в том, что пред зрителями извинилось исключительно агентство Reuter, которое имело неосторожность показать злополучный кадр. Зато пресс-служба "Вестей" не нашла в случившемся ничего особенного. По словам наших телевизионщиков, сделано это было исключительно в интересах зрителей для "оживления" картинки.
С точки зрения профессионала это заявление представляется абсолютным бредом. Видеоряд или является документальным, или нет – никакой середины тут быть не может. Всякое наложение "сторонних" кадров обязательно должно сопровождаться пояснением, что в данном случае зритель имеет дело с архивной съемкой, инсценировкой или съемкой аналогичного события, произошедшего в другое время и в другом месте. Попытка выдать художественное кино за документ может быть оценена только, как грубая фальсификация.
Впрочем, спустя некоторое время, я догадался, в чем тут дело. Просто продюсеры и режиссеры сегодняшнего российского телевидения, видимо, хорошо усвоили учебники кинодокументалистики советских времен. Еще лет 30 назад на лекциях в институте кинематографии внушали, что создатель документального произведения имеет полное право на "художественную реконструкцию" действительности. Например, вполне можно было обставить квартиру главного героя дефицитной тогда импортной мебелью, а самого героя нарядить в дорогой парадный костюм. Подразумевалось, что даже если этой мебели и костюма у героя на самом деле нет, то, вполне возможно, когда-нибудь будут. Так в документальном кино создавалось искусственное стерильное и "вычищенное" пространство.
Похоже, сегодня этим занялось наше телевидение. Документальные кадры подменяются фрагментами из художественных фильмов. Монтируются несуществующие газетные полосы, в уста политиков вкладываются слова, которые они не произносили. Очевидно, следующим шагом будет показ несуществующих городов, выдуманных промышленных предприятий, нарисованных кораблей и самолетов. Отсюда будет уже всего один шаг до "раскрутки" виртуального компьютерного политика, существующего лишь в воображении пиарщиков, да в фантазиях мастеров дизайна. Чем черт не шутит, возможно, именно такому персонажу предстоит когда-нибудь стать президентом России. Ведь доверие россиян к тому, что показано на экране телевизора, не имеет границ.
Конечно, это произойдет не сегодня. Но уже сейчас мы видим, как из телевизионных новостей постепенно исчезает информация, а сами новости превращаются в костюмированное шоу. Иногда это происходит в буквальном смысле слова. Как сообщают информационные агентства, руководство канала СТС направило своим сетевым партнерам в регионах строгое распоряжение, предписывающее в наступающем сезоне отказаться от показа выпусков новостей и убрать из сетки вещания все политические и социальные программы. Эти передачи должны быть заменены развлекательными проектами, фильмами и сериалами "облегченной" тематики.
Этот приказ из Москвы уже вызвал возмущение региональных телевизионщиков. Поскольку в ряде городов, таких, как Екатеринбург, Челябинск, Саратов, Тюмень или Томск, сетевые партнеры СТС строили свою вещательную политику именно на расширении показа местных информационных программ. Не исключено, что многим "регионалам" придется теперь прекращать сотрудничество с популярным федеральным каналом и искать новых партнеров. Также очевидно и обратное. Многие, наверное, согласятся на предложенные им новые "правила игры".
В других случаях вытеснение информации суррогатом происходит постепенно и незаметно для зрителя. Второй раз за последние полгода сменил внешний облик канал Рен-ТВ. Изменился логотип канала, все "перебивки" и заставки. Вместо нейтральных картинок зрители видят теперь агрессивного хищного тигра. Под стать этому дикому зверю оказалась и репертуарная политика обновленного канала. Из эфира полностью исчезли аналитические программы и серьезные фильмы. Практически все время теперь заполонено передачами, смакующими тему потустороннего и фильмами ужасов. Отмечу, кстати, что, несмотря на многообещающую рубрику – "мастера жанра" - фильмов Альфреда Хичкока, Стэнли Кубрика или даже Пола Верховена зритель здесь не найдет. В вечерний прайм-тайм выходных дней тут показывается самая низкопробная продукция малоизвестных, а чаще всего, совсем неизвестных авторов.
Я вижу здесь не только прижимистость продюсеров канала, но и политический расчет их хозяев. Пока еще на Рен-ТВ остается в сетке вещания уникальная для нашего телевидения информационная программа "24". Есть надежда, что после летних каникул возобновит работу над программой "Неделя" Марианна Максимовская. Но социальный эффект этих передач будет значительно снижен. Причем для этого даже не понадобится введение цензуры. Правдивые репортажи Максимовской и ее коллег, будучи показанными в окружении монстров, вурдалаков и чудовищ, могут быть восприняты, как своеобразное продолжение этого иллюзорного мира. Им попросту не поверят. В "противостоянии" с чудовищами Марианна вполне может "проиграть" в глазах российского телезрителя. Объективная информация просто растворится в потоке инсценированного мейнстрима.
Чего, собственно, и добиваются сегодня верные последователи тоталитарной "школы документалистики".
Вы можете оставить свои комментарии здесь