О т.н. "социальном мониторинге" написано и сказано немало.

И о том, что программа - мягко говоря, криворукая. Людям просто не выполнить действие, за невыполнение которого полагается штраф.

И о том, что это, вообще-то, самый настоящий цифровой концлагерь. Уже без всяких кавычек.

И о том, как либеральная радиостанция "Эхо Москвы" пригласило тех, кто ответственен за это - и они начинают расхваливать свой "нужный" продукт.

И о том, что это - форменное издевательство над людьми, которые еще не выздоровели. (Об этом вчера очень ясно и на собственном примере рассказал уважаемый Игорь Яковенко).

Но есть еще несколько аспектов "социального мониторинга".

1. Одно из всплывших внезапно впечатлений детства - плакат в аптеке. Человек, прикованный к кровати замком с надписью "Самолечние - смерть!"
Проще говоря, проблема была еще в таком "научно ориентированном" СССР. Не просто была - стояла в полный рост, дошла до идеологического начальства, иначе плакат не появился бы.
Никуда оно не делось и сейчас.

Мало того, устроители "социального мониторинга" и обсерваторов для легких больных сделали все, чтобы самолечение стало... возможно, даже чем-то вроде нацидеи. По крайней мере, истинной и без кавычек скрепой.

У народа и без того имеется недоверие к "начальству". А врачи (учителя, полицейские, работающие "на земле" и т.д.) - это и есть начальство. Наиболее приближенное к народу.
Это - не "мракобесие", не "темный народ". Отнюдь.
Это - опыт общения.

Сейчас многое говорят о героизме докторов. И он, этот героизм, несомненно есть.

Однако напомню (уже говорил о том) доковидный опыт общения со скорой. Не для меня. Стучится соседка сверху - помогите мужа с пятого этажа до скорой донести. А на скорой - экипаж машины боевой, три здоровых кабанчика, три веселых друга, водитель, санитар, доктор. Но они больных не носят. Они командуют - разверните так-то...

Думаете, сейчас они не так работают? Думаете, сейчас оно (во всяком случае, со страдающими болезнями, а не Болезнью) как-то по-другому?

Напрасно думаете. Еще один такой же случай произошел у нас уже в "нерабочем апреле".

Это как с ментами. У кого ни спроси - "да, конечно, есть героические менты, опасных преступников задерживают... вот сообщали... но у нас в отделение такие ...! и еще такие ...!"
И вот теперь общение с докторами ("начальством") ведет к "социальному мониторингу". По крайней мере, в Москве.

А что народ в таких случаях будет делать?
Разумеется, проявлять недоверие. И использовать самолечение в любых случаях, где только возможно.

Было ли это целью авторов "мониторинга"?
Во всяком случае, они этого добились:
"Если я заболею, к врачам обращаться не стану..." (с)

2. Очень важен момент ликвидации презумпции невиновности.

Ее, бедную, вообще атакуют где только можно - и далеко не только в РФ.
А в РФ это приняло форму "социального мониторинга".

Считаете, что пациент N, оставаясь дома, постарается нарушить режим - выйти, поехать на многажды прОклятые вами шашлыки?
Ну, о-кей. Установите пост у подъезда. Видеокамеры поставьте. Следите. В общем, если подозреваете - то вам ваши подозрения придется доказывать.

А пациент ничего доказывать не должен и не обязан. Это не его задача! Это вы должны заниматься сбором доказательств, а не он.

Но нет.
И в итоге...

Вот, предположим, есть экс-зек, отмотавший срок за какое-то ужасное реальное злодейство. Зарезал он кого-нибудь, например. Не знаю, с какой частотой он должен будет отмечаться в полиции. Но вряд ли чаще, чем раз в неделю.

А сколько раз за сутки вполне законопослушный гражданин должен отправлять в "мониторинг" свое селфи с геолокацией? Во сколько раз законопослушный гражданин, имевший несчастье заразиться уханьским гриппом (и второе несчастье - обратиться к докторам в Москве) опаснее зека-рецидивиста?!

И вот люди это прекрасно просекают.

Можно сколько угодно писать про якобы "генетическое рабство", но в действительности этого нет и в помине. Если что-то такое генетическое и есть, так только одно: в 30-е погибло большинство доверчивых ("там должны разобраться, произошла чудовищная ошибка!" - с этим и умирали).

У людей есть и гордость, и достоинство, внезапно и ни за что становиться подозреваемыми рецидивистами они не хотят.

Так что, устроители "социального мониторинга"!
Самолечение (с неизвестными последствиями) - это вы!
Нарушение принципа презумпции невиновности - это вы!

А все вместе (это, конечно, мое оценочное мнение, я не юрист) тянет как минимум на злоупотребление служебным положением, повлекшее тяжкие последствия.
И стрелочниками, если что, станут именно вредители-внедрители (и очень сомнительно, что кто-то повыше вроде Собянина).
Подумайте об этом!

Егор Седов

Facebook

! Орфография и стилистика автора сохранены