Для людей, которые из брезгливости не смотрят российский телевизор и вообще стараются избегать новостей из России, путинский режим предстает как нечто застывшее, лишенное какого-то развития. Как год и два года назад сажали тех, кто скажет слово против, так и сегодня сажают. Как орал Соловьев и его свора в телевизоре, исходя лютой злобой к Украине и Западу, так и продолжает орать. На самом деле изменения происходят и их важно фиксировать, несмотря на отвращение.
Судья Тверского райсуда Москвы Дмитрий Гордеев приговорил к 25 суткам ареста правозащитника Льва Пономарева. За пост в социальных сетях с призывом участвовать в акции в поддержку фигурантов дела "Новое величие". Это достижение нового рубежа, или, если угодно, пробивание очередного дна. И дело не только в том, что Льву Пономареву 77 лет. Дело в фигуре самого правозащитника. Лев Александрович все последние годы был и остается символом и воплощением правозащитного движения, стремящегося к отделению его от политики. В отличие от покойной Валерии Новодворской, Лев Пономарев всегда старался избегать крайне резкой риторики по отношению к власти. Для человека, занимающегося правозащитной, а не исключительно протестной деятельностью важно сохранить возможность обратиться к "инстанциям" чтобы помочь конкретному человеку. И Лев Пономарев такую возможность сохранял, порой навлекая на свою седую голову упреки в излишней "мягкости" и даже в "лояльности" к тому режиму, которые его радикальные оппоненты вроде меня называют фашистским. Правозащитнику Пономареву радикализм в любых формах был чужд.
Мне всегда казалось, что таких вот оппонентов как правозащитник Лев Пономарев путинский режим должен ценить и оберегать. Сдувать с них пылинки, всячески холить и лелеять. Поскольку правозащитник Лев Пономарев, будучи категорическим противником насилия в любых его проявлениях, всегда стремился направить энергию протеста в лояльное русло. Будь то деятельность Конгресса интеллигенции или другого его детища – Движения за права человека.
Отправив Льва Пономарева на 25 суток в спецприемник № 1, судья Дмитрий Гордеев сделал важную работу. Он фактически уничтожил границу между теми противниками режима, кто пытается избегать радикальных форм протеста, и теми, кто к ним морально готов уже сегодня. Судья Дмитрий Гордеев популярно объяснил всем, кому не нравится путинский режим, что для защитников режима нет никакой разницы между Навальным и Пономаревым. Тем самым режим руками своих защитников сдвигает протест от Пономарева к Навальному и еще дальше. В сторону прямого насилия. Туда, где "приморские партизаны" охотились на милиционеров. Режим, действующий в логике самовозрастающей ненависти, дошел до стадии ненависти слепой и абсолютно бессмысленной.
Во внешней политике эта ненависть, работающая в режиме самовозрастания, привела президента России Владимира Путина к действиям вполне абсурдным и бессмысленным. После инцидента в Керченском проливе, когда российские корабли напали на украинские суда и захватили в плен украинских моряков, Путин стал демонстративно избегать Порошенко, отказываться от телефонных переговоров. На вопрос, зачем он это делает, Путин дал изумительный ответ: "Дело ведь не в том, что я просто уклоняюсь и не хочу с Петром Алексеевичем разговаривать. Дело в том, что я не хочу принимать участие в его избирательной кампании". По версии Путина, президент Украины Порошенко специально устроил захват кораблей своей страны и пожертвовал своими моряками ради того, чтобы поговорить с Путиным и, видимо, по версии Путина, тем самым поднять свой электоральный рейтинг.
Поскольку Путин никогда в жизни не участвовал в нормальной избирательной кампании, проходящей в условиях политической конкуренции, ему, видимо, кажется, что победу на выборах может принести разговор с президентом страны-агрессора. Что же касается отказа от телефонных переговоров с главой государства, с которым пока еще есть дипломатические отношения, то это больше похоже на капризы легкомысленной девочки, чем на поведение взрослого мужчины, занимающегося политикой.
Механизм самовозрастания ненависти наглядно демонстрируют в ток-шоу российского телевидения. Тут этот процесс демонстрируется в чистых лабораторных условиях. В программе "Вечер" от 5.12.2018 ненависть к Украине возрастала в результате конкуренции участников программы. Было видно как они "прикуривают" друг у друга, перебрасывая по студии огонь ненависти к соседней стране, ее президенту и ее гражданам.
"Мы сделали ошибку, надо срочно отозвать признание Порошенко!" - заявил Соловьев. – "А почему он (Путин) к нему (к Порошенко) обращается по имени отчеству?" - повысил градус Яков Кедми. После чего стал объяснять, какими именно бранными словами надо обращаться к главе соседнего государства. В этот момент не выдержал "украинец по вызову" Василь Вакаров, за которым закреплена роль кота Леопольда, постоянно призывающего украинцев договариваться с агрессором, а россиян – простить неразумную Украину и снизойти до разговора с ней. "У нас же были выборы!" - жалобно воскликнул Василь Вакаров и принялся горячо убеждать свору соловьевских "экспертов" в том, что им надо говорить с той властью, которую избрали граждане Украины.
"Какие у вас выборы?!" - раздался в ответ дружный крик. – "У вас шутовская власть, шутовское государство, и неудачные попытки России с ними разговаривать", - выразил общее мнение Яков Кедми. И подвел черту: "И пока Россия не решит проблему этого нарыва, ее (Украину) будут использовать против России".
Тут Ж., почувствовал, что проигрывает в состязании производителей ненависти и стремясь наверстать упущенное принялся фантазировать, как именно он будет входить в оккупированный Киев, как будет зачищать "бандеровцев". По мере того, как сюжет оккупации Киева обрастал подробностями, Ж. все больше возбуждался от звуков собственного голоса и в конце перешел в привычный режим истерики и бессвязных воплей: "Нет Америки! Она слабая страна, у нее нет экономики! Не будет Украины, будет страна Галиция! Пусть Галиция вступает в ЕС и в НАТО! Но не будет ни ЕС ни НАТО и вам некуда будет вступать!!".
Тут Василь Вакаров вновь некстати включил кота Леопольда и принялся канючить, чтобы Россия не уничтожала Украину, поскольку у нее впереди президентские выборы и на них будет выбрана новая власть, с которой России можно будет работать. Ответ Соловьева продемонстрировал тот новый уровень, на который вышла ненависть: "Нам нет никакой разницы, кого вы там выберете – мы не поддержим никого!".
Это был тот случай, когда Станиславский произнес бы свое знаменитое "верю!". Соловьевым и другим сторонникам путинского режима уже, действительно, все равно, кого изберут граждане Украины. Им ненавистен не Порошенко, и даже не давно мертвый Бандера. Их ненависть вызывает само существование Украины в целом и каждого гражданина этой страны в отдельности.
! Орфография и стилистика автора сохранены