Слишком быстро начали реализовываться расчеты и планы Запада относительно постсанкционного Ирана.
Не успели просохнуть чернила на рамочных соглашениях, подписанных в Лозанне по видоизменению ядерной программы и поэтапному снятию санкций с Ирана, как появилась информация о том, что Тегеран уже заявил об интересе по приобретению доли в проекте Трансанатолийского газопровода (TANAP) — составной части Южного газового коридора.
Об этом сообщил журналистам 4 апреля президент Азербайджанской государственной нефтяной компании SOCAR Р. Абдуллаев. Глава госнефтекомпании добавил, что SOCAR готова рассмотреть предложения о продаже части своей доли (52%) в этом проекте, где также участвуют турецкая BOTAS (30%) и британская ВР (18%). По его словам, предложения от иранской стороны уже поступили. "После снятия санкций с Ирана значение TANAP существенно возрастает. Иран повысит объемы добычи газа, а кроме TANAP пока нет другой альтернативы для выхода иранского газа на международные рынки".
Отметим, TANAP строится с целью транспортировки азербайджанского газа с месторождения "Шах Дениз" через Грузию и Турцию в Европу. Мощность газопровода на первом этапе составит 16 млрд куб. метров в год, на следующем этапе она возрастет до 31 млрд. Большая часть газа пойдет в Европу через Трансадриатический газопровод (TAP) — второй части Южного коридора, а 6 млрд куб. м — предназначены для Турции.
Намерение Ирана, занимающего второе место в мире по запасам природного газа, участвовать в ТАNAP, (а это означает не что иное, как возможное добавление в этот трубопровод иранского газа в обозримом будущем) является само по себе беспрецедентным и может иметь колоссальное значение в изменении структуры мирового рынка природного газа и изменения конфигурации газопотоков в Европу.
Следует признать, что в случае подключения Ирана к TANAP объемы поставок газа в Европу могут возрасти в разы. Более того, актуализируется проект Nabucco, который некоторые наиболее рьяные прокремлевские эксперты заранее "похоронили" из-за нерентабельности. С возможным подключением к TANAP Туркменистана вопрос об обеспечении Европы газом может быть закрыт окончательно, что послужит смертельным приговором Кремлю и его хозяину с "газовым пугалом".
Такой расклад будет иметь негативное воздействие на российскую экономику похлеще и покруче, чем антипутинские санкции. После того, как Путин бросил вызов Западу своим наплевательским отношением к международному праву и договоренностям о нерушимости послевоенных границ в Европе, он слишком переоценил свои "бонапартистские" возможности. США и Европейские страны, выставляемые путинской пропагандой в глазах оболваненного российского населения "слабаками", которых их кумир "обыграл", спокойно и методично, и главное цивилизованно, ставят Путина на место.
Теперь становится ясно, что санкции, введенные против путинского режима из-за Украины, осуществлялись параллельно с практической реализацией плана по уменьшению зависимости Европы от поставок российского газа — этакой газовой "удавки" Кремля и одновременно кормушки путинского режима. Проект Южного газового коридора оказался жизнеспособным, и начало строительства первой его очереди — TANAP — в марте этого года означает не что иное, как первый "гвоздь в гроб" европейского страшилища "Газпрома".
В этом отношении практически совпадение по времени начала строительства TANAP и подписание лозаннских соглашений является, на наш взгляд, не случайным. Европейская энергетическая дипломатия не только сделала все, чтобы TANAP не повторил судьбу Nabucco, но и поставила задачу по превращению пропускной способности этого газопровода до конкурентоспособной европейским поставкам российского газа. Для этого идеально подходит Иран — как с точки зрения громадных запасов газа, так и географической принадлежностью к Каспийскому региону, откуда берет начало TANAP.
Ожидаемое в конце июня этого года подписание Заключительного соглашения по ядерной программе Ирана, которое в обмен на выполнение Тегераном обязательств, предусматривает снятие международных санкций, даст большой импульс для реализации давнего стремления иранцев выйти на европейский газовый рынок. Это стремление и подтвердила накануне иранская сторона, выразив желание участвовать в проекте TANAP.
Так что не исключено, что атомный партнер, за которого так цепляется Москва, превратится в ближайшее время в серьезного конкурента на европейском рынке природного газа. Ну как тут не сказать о том, что "Росатом" здорово подкузьмил "Газпрому" и в этом надо винить только одного человека, который привел к этому ненормальному положению своей авантюристической и безграмотной политикой.