Судья Наталья Журавлева огласила только резолютивную часть своего решения: в удовлетворении иска отказать. Мотивированное решение она пообещала объявить через десять дней. Как считают правозащитники, многие региональные суды не позволяют сегодня родителям, чьи дети покончили в армии жизнь самоубийством, взыскать моральный ущерб из казны государства.
За пять дней службы в в/ч 05651 поселка Шерловая гора Читинской области Сергей Васильев сполна изведал неуставных отношений. В объяснительной на имя командования и предсмертной записке он рассказал о том, что ему пришлось пережить. В первый же день старослужащие и офицеры предупредили новобранцев, что часть – "черная", в ней действуют "законы джунглей" и процветает дедовщина. Бесконтрольные "деды" издевались над "салагами". Они не давали им спать, вымогали деньги, отбирали туалетные принадлежности, заставляли покупать продукты питания. Они запихивали молодых солдат в клетки к служебным овчаркам. Больше всех новобранцы запомнили Алексея Баранова, который требовал "выродить" ему пива, вымогал деньги на покупку к "дембелю" дорожной сумки и спортивного костюма. Старослужащий Денис Хертек, поднимал спящих солдат с постели, наносил каждому удар кулаком в грудь, затем заставлял приседать и отжиматься.
13 ноября 2005 года трое рядовых, среди которых был Сергей Васильев, устав терпеть издевательства, ночью покинули "черную" часть. В сильный мороз они прошли по степи 80 километров. Голодных и обмороженных солдат приютила жительница станции Безречная, которая сообщила о них родителям. Родители вместе с сыновьями сразу обратились в штаб Сибирского военного округа. Здесь их встретили грубо. Подполковник пообещал солдатам, что они поедут в другую часть"дерьмо хлебать". Ребят распределили в разные части. Сергей поехал в Братск. Из-за халатности командиров пересыльного пункта, он столкнулся со знакомыми "дедами" из старой части. Те сразу оповестили солдат, отбывающих в одной команде с Сергеем, что он "сочник" (самовольно оставивший часть) и "красный". 2 декабря 2005 года, не доехав 20 км до Братска, Сергей Васильев прямо в вагоне поезда соорудил петлю из брючного ремня и повесился. Он оставил посмертную записку: "…Я не смог поступить иначе. На пересылке сказали, что я красный и сочник, то есть сбежал из части и сдал пацанов. А я знаю, что делают с такими, поэтому решил умереть, прежде чем опорочат и обольют грязью мою честь и фамилию…".
По факту гибели рядового Сергея Васильева военная прокуратура возбудила уголовное дело по статье 110 УК РФ – "Доведение до самоубийства", но затем прекратила расследование "за отсутствием события преступления". Вместе с тем проверка в в/ч 05651 вскрыла факты дедовщины. Рядовой Денис Хертек за избиение новобранцев, в том числе и Васильева, был приговорен к одному году дисбата и штрафу две тысячи рублей. Рядового Алексея Баранова за неоднократные вымогательства денег осудили к условному сроку лишения свободы и штрафу пять тысяч рублей.
Дисциплинарное наказание понесли шесть должностных лиц Минобороны России – два генерала и четыре офицера. Начальнику инженерных войск округа генерал-майору Хирному "за низкое состояние воинской дисциплины и правопорядка" объявили выговор. Начальнику штаба инженерных войск округа полковнику Данченко "за неудовлетворительное состояние работы по укреплению правопорядка и воинской дисциплины" – строгий выговор. Замкомандира в/ч 05651 майора Вуй предупредили "о неполном служебном соответствии" и лишили "единовременного вознаграждения по итогам года". К ответственности привлекли и офицеров, по чьей вине у рядового Васильева на пересыльном пункте произошла встреча со старослужащими, пообещавшим расправу над ним. "За отсутствие должного контроля ", начальнику штаба генерал-майору Зарудницкому было "строго указано". Майор Ибе был "предупрежден о неполном служебном соответствии". Капитан Гудковский "назначен на должность с меньшим объемом работы, не связанную с работой по обучению и воспитанию личного состава".
Мать погибшего рядового Васильева до сих пор считает, что все эти лица в той или иной степени способствовали тому, что у нее не стало сына. Она сожалеет, о том, что вернула сына в армию, когда он из-за издевательств убежал из части, и считает, что если бы она спрятала его, то сын остался бы жив. На решение суда будет обязательно подана кассационная жалоба.